О рефлексивной практике в коучинге
Давным-давно жил один старец. Он обучал детей грамоте и обучил уже много поколений. Однако славился он своим даром читать мысли, и никто в этом не сомневался.

Но один мальчик решил испытать учителя. Он поймал бабочку и, пока нес ее в руках, представлял себе диалог, который может произойти с учителем:
Я спрошу: Учитель, что у меня в руках? Если он ответит «бабочка», я спрошу: А она живая или мертвая?
Если учитель ответит «живая», я раздавлю ее, а если он ответит «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит.
Воодушевленный своей блестящей идеей, мальчик побежал к учителю и нашел его спящим.

Мальчик тронул учителя за плечо и спросил:
- Учитель, что у меня в руках?
- Бабочка, сынок, бабочка, - ответил учитель, открыв глаза.
- А она живая или мертвая? - радостно спросил мальчик.
Учитель снова закрыл глаза и погрузился в молчание. Затем открыл глаза, посмотрел на мальчика и сказал:
- Все в твоих руках, сынок, все в твоих руках.

(Mooli Lahad «Creative Supervision. The Use of Expressive Arts Methods in Supervision and Self-Supervision», 2000 г.)
В рефлексивном диалоге мы не читаем мысли. Мы создаем и поддерживаем пространство, в котором встречаются взрослые люди, чтобы в уважении к своим и чужим границам с интересом исследовать то, что находится «в руках»: свой профессиональный опыт, личностные установки и ценности, мыслительные и эмоциональные привычки, семейные истории, тормозящие сценарии и паттерны.

В этой статье мы познакомим вас с терминологией, краткой историей создания и развития рефлексивной практики, своими гипотезами, почему рефлексивная практика важна в работе коуча, а также поделимся инструментами, которые помогут вам развивать свой рефлексивный навык.
Что такое рефлексивная практика и супервизия?

Рефлексия (от лат. reflexio – «обращение назад») – это размышления человека о себе и о своих действиях «Что и как я делаю?». Это процесс, направленный на самопознание - своих мыслей, чувств, эмоций, состояний, способностей, реакций, который помогает посмотреть на себя со стороны – из настоящего в прошлое.

Это диалог со своим сознательным и бессознательным, который происходит тогда, когда мы переключаемся с действий, планирования и приема информации из внешнего мира на исследование своего внутреннего мира. И это дает доступ к широчайшей базе данных – к нашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, привычным действиям, паттернам, всему тому,
что в процессе активной деятельности (автоматических реакций) остается нераспознанным, «за кадром».

Первые упоминания о рефлексивной практике относятся еще к 170 году н.э. Римский император Марк Аврелий (121-180гг.), известный как «король-философ», во времена своих военных походов вел рефлексивный журнал «Записи к самому себе» и считал его своеобразным руководством по самосовершенствованию.

Император был представителем философии стоицизма, а стоики верили в то, что путь к счастью заключается в принятии настоящего в том виде, в котором оно предстает перед человеком. В то, что только освободив свой разум от желаний наслаждения и страха боли, используя его для лучшего понимания мира и направляя на справедливое отношение к
людям, можно привнести счастье в свою жизнь.

Техники рефлексии встречаются и в древних буддистских учениях. Например, праксис – форма внимательного размышления о собственной жизни.

Так что же такое рефлексивная практика в современных реалиях?
«За пределами представлений о правильных и неправильных действиях есть поле, я встречу тебя там» (Руми).

Эта фраза очень точно передает философию такой формы профессиональной поддержки, как рефлексивная практика, и супервизии (от supervidere – взгляд сверху) как одной из ее вариантов.

Джон Дьюи – американский психолог, философ был одним из первых, кто стал подробно рассматривать суть и назначение рефлексивной практики, и охарактеризовал ее как «оценку оснований своих убеждений» или процесс, с помощью которого человек рационально исследует свои предположения.

Очень интересна философия гуру рефлексивной практики, исследователя в области менеджмента Дональда Шона: «Ежедневно мы совершаем множество действий, но всегда ли мы знаем, зачем делаем то или иное, какова цель нашего трудового или другого дня»?

Один из главных принципов теории Шона – мышление должно быть рефлексивным. Ведь только поняв себя и осознав свои возможности, можно стать целостным, научиться понимать и принимать способ мышления других людей. Только высокий уровень осознанности помогает человеку полностью раскрыть свой умственный и физический потенциал. Кроме того, Шон был абсолютно убежден, что только рефлексия дает человеку возможность посмотреть на вещи и
ситуации с другой, нестандартной стороны и увидеть то, что невозможно увидеть привычным взглядом.

Что дает рефлексивная практика коучу?
Рефлексия – это этап любого обучающего процесса, который важно включать в план своего профессионального развития. Она помогает изучать себя, свои реакции, свои ментальные модели, реконструировать их, чтобы быть лучшим
профессионалом.

Задачи рефлексивной практики:
• обучаться внимательности – слушать себя
• встречаться лицом к лицу с собственным притворством
• замечать закономерности
• изменять то, что мы видим
• менять то, как мы видим.

Коуч работает своей личностью. И когда мы изучаем свой опыт, то обязательно включаем в это изучение взгляд на себя – кто я как личность? Но сам по себе опыт не обучает, поэтому очень важно прилагать усилия для его изучения. Несмотря на похожие коучинговые курсы и другие развивающие программы, которые мы проходим совместно, мы становимся разными коучами, каждый со своей уникальностью и специализацией, потому что становление профессионала – это индивидуальный процесс.

И если личность – это главный инструмент коуча, то рефлексивный процесс помогает нам изучать этот инструмент, настраивать его, чтобы эффективно проявлять его в профессии через коучинговые компетенции, отделять свои личные реакции, эмоции и убеждения от профессиональных действий, интервенций.

В рефлексивном диалоге мы не читаем мысли, мы создаем и поддерживаем пространство, в котором встречаются взрослые люди, чтобы в уважении к своим и чужим границам с интересом исследовать то, что находится «в руках»: свой профессиональный опыт, личностные установки и ценности, мыслительные и эмоциональные привычки, семейные истории, тормозящие сценарии и паттерны.

Рефлексивная практика помогает понять – вопросы, которые задает коуч клиенту, звучат из профессионального интереса или там примешался личный опыт коуча?

Почему коучу важно осуществлять рефлексивную практику на постоянной основе?

1. Рефлексивная практика влияет на коучинговое присутствие
Основная задача коуча – раскрыть потенциал своего клиента. Мы входим в сессию с интересом, любопытством, без предубеждения, с принятием, чтобы увидеть и услышать «гения» нашего клиента, ту силу, которую он сам еще не видит. Для того, чтобы иметь такое состояние коучингового присутствия, нам важно хорошо знать себя как личность:

• свои паттерны и триггеры
• когда и от чего мы устаем?
• когда и от чего мы теряем энергию?
• когда и почему мы теряем внимание?

Это необходимо для того, чтобы отличать собственные реакции от реакций, возникающих в работе с клиентом.

Представим ситуацию. Коуч начинает зевать, когда разговор с клиентом перестает быть ему интересным. Это типичная реакция, которую он не осознает. И обнаружив себя зевающим, ему, наверняка, станет от этого неловко. Коуч будет стараться объяснить это себе или клиенту и подавить приступ зевоты. В любом случае состояние коучингового присутствия теряется. Раппорт с клиентом снижается. И в этой ситуации важно снова восстановить свое присутствие.

С другой стороны, если коуч знает эту свою реакцию он сможет сделать быстрый анализ и понять, что зевает не потому, что плохо спал или ему не хватает кислорода, а потому, что в диалоге с клиентом что-то происходит. А это уже материал для работы с клиентом.

Чем лучше мы настраиваем рабочий инструмент – свою личность, тем глубже будет работа с клиентом.

Особенно важна рефлексивная практика в первые годы практики коуча. Пока профессиональные навыки и знания встраиваются, находят свое место, наша реакция на сложные ситуации или сложных, эмоциональных клиентов, основывается на тех реакциях, которые мы проявляем в обычной жизни, сталкиваясь с подобными ситуациями или
людьми.

Мы делаем это автоматически, неосознанно, однако это влияет на процесс коучинга.
Например, клиент начинает плакать на сессии. И если в практике коуча было не так много подобных случаев, он мгновенно проявляет свою личностную реакцию. И только в рефлексии он может осознать, что произошло в тот момент с ним самим и увидеть связь с тем, что происходило далее в сессии.

2. Рефлексивная практика помогает быть в осознанном внимании
Она помогает нам находиться в состоянии «здесь и сейчас», быть во внимании, осознавать, что происходит с нами, с клиентом, с пространством. Быть открытым не только к своим мыслям, но и к чувствам, ощущениям, вибрациям тела. Когда мы целостно присутствуем в сессии, то, как антенна, начинаем улавливать все смыслы, которые транслирует нам клиент. Все это является материалом для работы.

3. Рефлексивная практика позволяет проводить трансформационный коучинг (направленный на развитие осознанности), а не транзакционный (направленный на действия)
Если коуч не стремится быстро исправить то, что его не устраивает в его работе, а уделяет достаточно времени исследованию того, где в своем профессиональном развитии он сейчас находится и почему, что его привело туда, куда он направляет свое внимание, что он делает или не делает и т.д., то таким образом он развивает свою осознанность как коуча, и привносит это в работу с клиентом. Клиенты таких коучей получают более глубокие результаты. Этот
процесс очень подробно описан у Отто Шармера, найдите время изучить его.

4. Рефлексивная практика позволяет вовремя осваивать и внедрять полученные знания и навыки
Среди наших коллег есть немало тех, кто постоянно чему-нибудь учится. Не успев завершить одно, идут уже на другие курсы, одновременно обучаясь по нескольким направлениям.

Если в этот момент они «проскакивают» этап рефлексии, то метафорически становятся похожими на тучных людей. Их ментальное «пищеварение» перестает работать. Они «раздуваются», теряют энергию, снижается физическая и умственная активность.

Интересный факт: чем чаще и регулярнее мы рефлексируем, тем чаще начинаем замечать свои паттерны, привычки и быстрее осознавать – о чем это для нас?

Это тот самый вертикальный рост, геометрическая прогрессия.

В чем разница между рефлексией и рефлексивной практикой?
Главное отличие рефлекcивной практики в том, что она позволяет фиксировать процесс изучения собственного опыта и выражать его письменно, устно или графически. Другими словами, мы не просто рефлексируем «в своей голове», а придаем этому процессу форму.

Причем, все три способа выражения рефлексии – письмо, рисунок и рассказ отличаются между собой. Например, та информация, которую мы передаем графически, может отличаться от информации написанной и открывает нам новые возможности для изучения.

И, конечно, важную роль в этом играет систематичность. Чем больше процесс репрезентации становится привычкой в практике коуча, тем более четким становится представление о закономерностях и связях. Мы предлагаем вам одно из простых, но очень эффективных упражнений, которое вы можете сделать сразу после прочтения этой статьи.
Практика саморефлексии «Рефлексивное письмо»
  1. После проведенной коуч-сессии подумайте о том, что вас беспокоило или куда было направлено ваше внимание.
  2. Сделайте три вдоха и выдоха (выдох чуть длиннее, чем вдох)
  3. Возьмите ручку и начните писать. Поставьте ваш таймер на 5 минут.
Продолжайте писать, даже если:
  • это не имеет значения;
  • вы допускаете стилистические или грамматические ошибки;
  • зачеркиваете то, что не нравится.
Просто продолжайте писать.
Через 5 минут остановитесь, отложите ручку, физически встряхнитесь и вернитесь к своему письму. Прочитайте то, что вы написали.

Затем еще 5 минут продолжайте писать. По истечение времени остановитесь и проверьте свое состояние:
  • что изменилось в ваших ощущениях?
  • что изменилось в ваших мыслях?
  • что стало этой разницей?
  • как то, что вы узнали о себе и о ситуации изменит вашу работу в коучинге
    Авторы:
    Галия Хамитова, коуч РСС ICF, супервизор, ментор
    Ирина Джадж, коуч РСС ICF, супервизор, тренер обучающих программ «Рефлексивная практика и супервизия для коучей»