Когнитивные ошибки
Когнитивными ошибками или искажениями называются систематические
искажения в восприятии, поведении или мышлении человека, которые вызваны убеждениями, сформировавшимися в детстве, или во взрослом
возрасте, социальными или семейными стереотипами, а также физическими ограничениями или особенностями строения мозга.
Когнитивные ошибки могут приводить к неточностям суждений, нелогичным интерпретациям происходящего и иррациональному поведению.

Известно более 20 когнитивных ошибок восприятия, мы разберем 10 самых часто встречающихся.
  • 1: Чтение мыслей
    Это когда нам почему-то кажется, что мы знаем что думают чувствуют или почему именно так поступают другие люди. Свою интерпретацию мы воспринимаем как знание. «Начальник как-то странно посмотрел на меня, считает что у меня ничего не получится в новом проекте», «Он не разговорчив, скорее всего, потому что я ему неприятен», «Зачем я буду ей писать, она с таким некрасивым человеком не захочет общаться».
    Как работать:
    Предложить обратиться к фактам, «На какие факты Вы опираетесь в этих рассуждениях?»
  • 2: Долженствование
    Интерпретация событий с позиции «должно быть так», а не с позиции какими они являются, наличие четкого понимания как «должен» вести себя я, а также окружающие. Если что-то идет не по этому сценарию то это воспринимается как ошибка, неудача, провал. Например: «Когда я учусь, то должна получать только оценки «отлично», «Я должен быть успешным», «Люди должны быть вежливыми»
    Как работать:
    Расширение картины мира клиента. Действительно ли мир может развиваться по плану? «А кому Вы должны?»
  • 3: Катастрофизация и предсказание негативного будущего
    Это склонность ожидать самого плохого, «сгущать краски», видеть в любом происходящем «предзнаменование катастрофы». Причем альтернативные варианты исхода отсеиваются, фиксация происходит только на негативе. «Никогда не будет как прежде», «Раньше было лучше», «Больше никогда не будет хорошо», «Если я провалю это собеседование, у меня нет будущего», «Ошибки в жизни недопустимы, если я ещё раз ошибусь, все двери для меня будут закрыты», «Расставание уничтожит меня».
    Как работать:
    Опираться на факты. Отделять факты от интерпретации. Есть ли какие-то факты, подтверждающие, что все действительно так серьезно? Есть ли какие-то факты, опровергающие, что все действительно так серьезно? Можете ли Вы посмотреть на ситуацию более реалистично?
  • 4: Черно-белое (дихотомичное) мышление
    Это мышление крайностями, или/или. Или я успешна, или я полная неудачница, меня или любят или ненавидят. «Я поступил ужасно, недопустимо вести себя так», «Эта ошибка ему непростительна», «Я зря потерял своё время», «Если он доктор наук, то должен знать абсолютно всё»
    Как работать:
    Предложить клиенту увидеть полутона, то, что жизнь устроена более сложно.
  • 5: Обесценивание позитивной информации
    Значение своих достижений, или достижений других людей постоянно обесцениваются. «Купила сама квартиру в Москве, высокая должность в крупнейшем банке? Да что в этом такого? Я ничего особенного не сделала», «Я сдал экзамен на «отлично», потому что преподаватель был добр ко мне, а не потому что я отлично выучил предмет», «Мой успех - случайность».
    Как работать:
    Диссоциация. Если бы Вы увидели женщину….перечисляем все факты, присущие ситуации вашего клиента…то что бы Вы о ней сказали?
  • 6: Негативный фильтр
    Концентрация внимания только на негативных ситуациях, случающихся с вами в жизни. «Начальник сделал замечание - я никуда не гожусь, я всех подвела», «Поработали может и хорошо, но можно было сделать лучше!», «Другие дети на секции ходят, а мой совсем никудышный!».
    Как работать:
    Предложить клиенту расширить взгляд, обратить внимание на свои сильные стороны и достижения.
  • 7: Навешивание ярлыков
    Происходит, когда мы обобщаем несколько качеств, своих или чужих и доводим обобщение до крайности. «У меня никогда ничего не получается. Я неудачник». «Моя мама всегда всем недовольна. Ей невозможно угодить»
    Как работать:
    Расширять взгляд клиента, «Никогда и ничего не получается? А можете вспомнить, когда у Вас что-то получилось?»
  • 8: Персонализация
    Это склонность случайным событиям придавать личный характер, все происходящее воспринимать на свой счет, себя видеть причиной негативного поведения других людей, или центром внимания других людей. «Мы расстались с молодым человеком и из-за этого он начал выпивать и потерял работу», «Это из-за меня команда провалила проект», «Это из-за меня ты не получил повышение», «Это из-за меня наш брак развалился»
    Как работать:
    Предложить клиенту подумать, какие еще причины данной ситуации могут существовать. Какие причины, кроме поведения клиента, привели к сложившейся ситуации.
  • 9: Обвинение
    Противоположная персонализации когнитивная ошибка – обвинение. Если в первом случае личность берет сверхответственность за проблемы и видит себя причиной всех бед, то во втором случае личность отказывается от своей ответственности и обвиняет в произошедшем окружающих или события. «Это из-за коллег я не выполнила задание в срок», «Это из-за руководителя я не могу прекратить злиться», «Это она довела меня до приступа», «Это из-за тебя наш брак развалился»
    Как работать:
    Предложить клиенту попробовать взять ответственность за то что происходит в его жизни.
  • 10: Сверхобобщение
    Основываясь на знании «части картины» или на произошедшем один раз, мы делаем вывод, что так теперь будет случаться всегда. «Я не прошла одно собеседование в западную компанию, значит теперь я на собеседования в западные компании не хожу, так как с моим опытом в западные компании не берут работать».
    Как работать:
    На самом деле, прямой связи нет. В другом случае, возможно совершенно другое стечение обстоятельств. Сколько раз происходил этот факт в вашей жизни?