Подход № 1: «А хочу ли я, или Определение истинной мотивации»
На самом первом этапе работы с клиентом важно помочь ему понять, чем обусловлена тяга к изменениям: истинными глубинными потребностями и ценностями или внешним давлением и влиянием. В этом нам помогут самые простые вопросы: «Ради чего?», «Что стоит за желанием изменений?», «Чего я по-настоящему хочу?». Создание картины будущего также помогает клиентам понять, насколько их вдохновляют те изменения, о которых они начали размышлять.
Подход № 2: «А что если нет?»
Мы все разные, и для кого-то образ «прекрасного далёка», который клиенты часто визуализируют при поддержке коуча, может казаться из точки в настоящем настолько недостижимым, что клиент хочет закрыть глаза и в расстройстве бежать без оглядки прочь. Для таких клиентов хорошо работает вопрос: «А если все останется без изменений и через 5 лет, что тогда?», «Что вы чувствуете сейчас, когда я задаю вам этот вопрос?». И если клиент ужасается такому будущему, то вот вам и лакмусовая бумажка: изменения нужны, клиент к ним готов.
Подход № 3: «Вместе весело шагать…»
Мы все знаем знаменитое высказывание о том, что путь в тысячу ли начинается с первого шага, но как же непросто порой сделать этот первый шаг! Банально, но факт: если клиент находит поддержку во внешней среде (и коуч – это только одна из возможностей), изменения не только не страшны, но и приятны. «С кем я могу пройти эти несколько шагов вместе?», «На кого, кроме себя самого, могу опираться?», «А что самое важное во мне самой послужит мне опорой?»